|
|
|
|
Доминирование какой-либо одной из функций во многом определяет специфику местных вариантов, так что расхождения в составе и последовательности обрядовых актов приобретает некоторую системную ценность.
Анализ структуры обряда с точки зрения функциональной направленности действий позволяет уточнить его композиционную решетку. Так, исчезновение 1-й функции сигнализирует границу между погребальным обрядом в узком смысле и поминанием. Доминирование 1-й функции, специфически погребальной, позволяет считать этап погребального шествия смысловой "кульминацией" обряда. Этому соответствует и наибольшая драматизация погребального шествия: усиление плачей, строгое пространственное распределение участников процессии (различное для локальных обрядов).
Представление границы между пространством смерти и пространством жизни, которому на содержательном уровне соответствуют мотивы огня, воды, стражи и т.д., на уровне конкретных обрядовых актов воплощается:
- в границах тела умершего (особые предписания о прикосновении к нему; недопустимость открытых глаз);
- в одежде (предписания о глухой замкнутости - или наоборот, расстегнутости одежды; приемы шитья - не шитья савана и др.);
- в границах гроба (предписания о глухой замкнутости - или, напротив, проделывание окон в гробу);
- в границах дома: стенах (сон о падении стен наружу - к смерти); крыше (при кончине на крыше гремит); окнах; дверях (затворение и растворение дверей в определенные моменты обряда; непроизвольно раскрывающаяся дверь - к смерти); пороге (стук о порог гробом при выносе); лестнице (мотив "покривившихся лесенок" в плаче); печи (которая, очевидно представляет собой ход в мир стихий, в землю, в ветры - вызывание ветра для мельниц при помощи магии с печью, бросание веников в печь); Гура А.В., Терновская О.А., Толстая С.М. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу; Программа полесского этнолингвистического атласа // ПЭС, М., 1983. С.21.
- в границах села (на них совершается "погребение вещей", битье горшков, удары топором);
- в границах кладбища, в ограде (поверья о смерти тех, кто выйдет с кладбища первым (последним);
- в границах могилы (если края осыпаются - к новой смерти).
Мы видим, что границы противопоставляют в обряде внутренний локус внешнему. Действо смерти осмысляется как направленное из экстерьера в интерьер (вторжение смерти в дом при кончине) Седакова О.А. Материалы к описанию Полесского погребального обряда // ПЭС. 1982. С. 256-258., так и наоборот (из дома покойного ничего нельзя выносить…).
Акты обряда направлены как на пресечение, так и на усиление этого движения.
|
|