|
|
|
|
Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой
росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было
чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены
дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть "в дом не
глумилася".
Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых
областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день
считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его
царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где
считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут
купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет
различную водяную нечисть.
К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось, что
на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно
больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная с
пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может лететь
куда ей вздумается...
Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой
всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни
одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы
наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по
деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и
малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился и
поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались
даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до
головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.
Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу
одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от
строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает этнограф XIX
в
|
|