|
|
|
|
На гадания направлялись тайком:
выходили из дому не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке,
зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы
окончательно не пропасть предпринимали "защитные" меры против нечистой силы -
очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.
Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до
приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была
посвящена вопросам брака - девушки старались узнать наиболее подробную
информацию о своем суженном.
В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что соблюдении
определенных условий, будут получены "знаки" судьбы, которые при правильном
истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее. "Знаками" могло
быть что угодно - сновидения , случайные звуки и слова, формы расплавленного
воска и вылитого в воду белка, степень увялости растений, поведение животных,
количество и чет-нечет предметов и др. и т.д. и т.п.
Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и
смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня - дельную дорогу; гадали не только
по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и
т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и
муравьев.
Чтобы приснился вещий сон, девушка должна была умыться водой, принесенной из
девяти колодцев, вплести в косу травинки, подмести пол перед сном в
направлении от порога к углу и обежать дом в обнаженном виде. Также помогало
положить под кровать и под подушку мужские штаны, подушечку с зерном, гребень
или чашку с водой.
Но все же центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза.
Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья - вид круто
сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (а иногда готовившейся из
смеси разного вида зерна), готовили также блины и овсяный кисель. На столе
ставили дополнительные приборы по число членов семьи умерших в прошедшем
году
|
|