|
|
|
|
Впервые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского
Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова
соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником
древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является
совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших
времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование
распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти
дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми
вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают
свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения
Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с
древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в
530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во
дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже
в келий", и возбранено совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до
Богоявления названы праздничными.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям
языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают,
что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием,
народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти
суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к
волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное,
согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу
шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые
производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных
толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей
предохранительных талисманов и колдунов
|
|