|
|
|
|
Некоторые обычаи были
адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на
Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села
устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет
кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.
Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый
понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины
обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы
выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания
блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно
мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от
жира и остатков скоромного.
Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России
ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла”
(восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и
заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели,
молодежные вечерки и др.
Понедельник - встреча
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду,
насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем
Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни,
которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.
Вторник - заигрыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные
гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для
народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали
представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались
большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где
экспромтом устраивались веселые домашние концерты
|
|