|
|
|
|
Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко
сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из
соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю
деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за
село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на
части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу
возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или
даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за
село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).
Здесь необходимо отметить, что понятие "Чучело Масленицы" имеет несколько
ошибочный характер, поскольку в действительности изготавливалось чучело
_Зимы, его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку это действо
происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучело ошибочно
называют Масленицей, хотя это неверно.
Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял, главным
образом, в возжиганим общесельских костров на возвышенности за селом или у
реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели,
веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей
деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре
колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали
на жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст,
Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, “проводами” которых
завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за
пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу.
Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили
туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все
скоромные блюда ( “молоко сгорело, в Ростов улетело”)
|
|