|
|
|
|
Она не может повысить культурный уровень и существенно изменить вкусы людей на огромной территории. Но если вспомнить, что в России на рубеже XIX и XX веков количество картинных галерей было весьма ограниченным и они располагались только в центральном регионе, а передвижные выставки были лишь редким эпизодом в художественной жизни, в то время как открытки свободно путешествовали не только внутри страны, но и за ее пределами, только тогда становится понятным, сколь большую роль играла открытка в художественном просвещении и воспитании народа, да и, кроме всего прочего, в подготовке грамотного зрителя, понимающего изобразительное искусство. Уже в изданиях того времени подчеркивалась особая роль открыток "Общины" в развитии художественных вкусов самой широкой публики. К примеру, газета "Утро России" в 1912 году писала, что издательство "совершило переворот в истории русского открытого письма; оно сумело поднять его на высоту требований самого тонкого ценителя искусства, сделать из него общедоступную библиотеку по истории искусства". По тогдашним меркам это было немало.
Размышляя на эту тему, вполне можно согласиться с Н. Шабельской, автором статьи "Новая отрасль художественной промышленности", напечатанной в журнале "Искусство и художественная промышленность" в 1899 году, которая таким образом определяет значение открытки: "Почтовая карточка как одно из орудий распространения знания, развития чувства изящного, любви к природе, ко всему прекрасному - не забава, и труд, потраченный на украшение ее, в высшей степени важен и плодотворен. Она сослужит верную службу для просвещения народа в самом широком значении этого слова. Художники, работающие для почтовой карточки, будут деятелями на почве народной". И далее автор добавляет: "Как же не желать всем сердцем, чтобы русские художники уделили частичку своих талантов для этого маленького по объему предмета искусства, но такого большого по приносимой пользе"
|
|