|
|
|
|
С некоторыми поправками на стиль и моду эпохи, в целом с этим можно согласиться. Практически не будет преувеличением назвать все, что было издано Общиной, шедеврами русского печатного искусства. И это вполне естественно, ведь Община, по мнению искусствоведа В. Курбатова, сотрудничавшего с издательством, "не столько пользовалась энтузиазмом к искусству, зажженным другими, сколько сама с трудом и риском зажигала это пламя". В этом нетрудно убедиться, посмотрев воспроизведения открыток. И вполне можно присоединиться к мнению одного из рецензентов начала XX века, который считал, что у этих открыток лишь один недостаток - "их жаль посылать на почту". Это было результатом, с одной стороны, высокого качества воспроизводимых оригиналов, с другой - участия художников непосредственно в процессе производства, что немаловажно.
Благотворительное дело издания открыток пользовалось постоянной поддержкой со стороны творческой интеллигенции. Так, известно, что значительную помощь издательству оказывали глубоко почитаемый в то время В. Васнецов, а также А. Бенуа, М. Нестеров, Н. Самокиш, В. Переплетчиков, Н. Рерих, искусствовед В. Курбатов, представители академической школы профессор Султанов и академик Суслов и многие другие деятели искусства. Именно они способствовали высокому художественному уровню открыток, издаваемых "Общиной".
Дебютом издательства стал выпуск художественного конверта, который был приурочен к Пасхе 1896 года. Она был оформлен весьма скромно, однако не только оправдал себя с коммерческой точки зрения, но и как всякое новое и интересное начинание имел большой успех. Вслед за изданием первого конверта к их выпуску были привлечены такие мастера изобразительного искусства, как Л. Бакст, М. Добужинский, В. Замирайло, Е. Лансере, Г. Нарбут, В. Щуко, С. Чехонин, С. Яремич. К двадцатилетию окончания русско-турецкой войны, на Пасху, в апреле 1898 года, а надо заметить, что это были времена, когда к написанию писем относились весьма серьезно, И
|
|