|
|
|
|
Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения.
В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому - лубок "Храбрый витязь Венциан Францел", где уже само название выдает французское происхождение героя. На лубках встречаются и изображения исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации. Так, широко известная картинка XVIII века "Кот казанский" исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I, вероятно по причине наличия усов. Такова и "Битва Александра Македонского с индийским царем Пором", которая была популярна как в XVIII, так и в XIX веке.
Лубок служил источником информации, изображая как знаменитые архитектурные памятники ("Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря"), так и другие диковины тех лет, это мог быть "Сильный зверь слон", который для людей XVIII века был редкостью, или необычайно большой "Кит, пойманный в Белом море". Лубок представлял зрителям и совершенно фантастические существа, пример тому "Райская птица Алконост". В виде лубочной картинки мог быть издан привычный сегодня настенный календарь ("Солнце со знаками зодиака"). Очень популярен в народе был и сюжет "Аника-воин и смерть", имя героя которого стало нарицательным, обозначая тщетность усилий, потому как враг Аники был непобедимым и исход этой встречи был заранее предопределен. Таким образом, здесь мы уже встречаемся с философским пониманием смысла жизни и отношением к концу жизни каждого человека
|
|