|
|
|
|
Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек. Сама простая и скромная из них принадлежит писателю Денису Ивановичу Фонвизину, она состоит из монограммы писателя, ограниченной простой орнаментальной рамкой. Более интересна визитная карточка Александра Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена - вепрь, затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при дворе.
Как считают исследователи, и не без оснований, возникновение изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или "фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать
|
|