|
|
|
|
(по каталогу №№ 6 - 11). Их тираж отпечатан на четырех сортах бумаги: на «простой» - вся серия, кроме того, четыре марки (№№ 6А, 8А, 9А и 11А) - на тонкой, почти прозрачной бумаге, две (№№ 8Б и 11Б) - на мелованной и одна (11В)-на хлопчатой (имеется в виду слабо проклеенная пористая бумага; нанесенная на нее краска проступает на обратной стороне).
Подобные разновидности всегда интересуют филателиста, решившего собрать полную хронологическую коллекцию советских марок. Ему предстоит найти не шесть марок, образующих эту серию, а тринадцать, представляющих все их полиграфические разновидности.
И еще одна особенность. Ранние выпуски немецких, австро-венгерских (последняя четверть XIX в.), литовских (1919 г.) и некоторых других марок печатались на специально изготовленной бумаге. В ее массе хорошо различимы цветные (голубые, зеленые и др.) волокна. Причем, почти одновременно выпускались те же марки на обычной бумаге. В Литве, например, в 1919 г. стандартная серия вышла трижды - выпуски отличаются друг от друга только сортом бумаги и положением водяного знака.
ВОДЯНОЙ ЗНАК
Нам уже приходилось мельком упоминать, что почтовые ведомства, выпустившие в обращение первые марки, стремились затруднить их подделку.
Из многообразного арсенала борьбы с подделками практическое значение для коллекционеров, собирающих старые почтовые марки, имеет водяной знак. Так называется особый просвет в виде цифры, буквы, несложного узора или рисунка, получаемый в результате специальной обработки бумаги. Обычно водяной знак хорошо заметен, если просматривать марку на свет или положить ее на черный фон изображением вниз. В некоторых случаях его удается рассмотреть только с помощью химических средств, положив марку на дно черной ванночки и смочив несколькими каплями очищенного бензина. (Обычный автомобильный бензин для этой цели совершенно непригоден - им можно испортить марку.)
Водяные знаки имелись почти на всех русских марках дореволюционных выпусков (цифры «1», «2», «3», горизонтальные или вертикальные линии)
|
|