|
|
|
|
Их внешний вид чем-то напоминает нежную акварель. Типичными образцами фототипной печати являются такие серии: «30 лет со дня смерти В.И. Ленина» (по каталогу №№ 1787 - 1791), «Великий русский композитор М.И. Глинка» (№№ 2019 - 2020).
И, наконец, древнейший способ репродукции художественных произведений - литография. Печатной формой ей служит особый камень, который так и называется «литографский». Изображение наносится прямо на его шлифованную поверхность.
В годы рождения советской марки литография служила почти единственным способом ее воспроизведения и размножения. Практически большая часть стандартных и все наши художественные марки, поступившие в обращение с 1921 г. по 1925 г., сошли с литографского камня (по каталогу №№ 1 - 18, 36 - 40, 62 - 65, 107 - 129, 158 - 161). Последняя советская марка, отпечатанная литографским способом, увидела свет в сентябре 1946 г. и занесена в каталог под № 1108.
Производительность фототипных и литографских машин очень низка - не более 1 - 2 тыс. оттисков в смену. Теперь, когда почтовые марки выпускаются многомиллионными тиражами, использование этих способов печати стало нерациональным и они постепенно вышли из употребления.
Иной читатель, без особого внимания пробежав глазами эту главу, не вдумываясь в ее содержание, может спросить:
- К чему же, все-таки, нам, филателистам, такая премудрость?
А вот к чему. Раскройте каталог на тех страницах, где описываются марки первого стандартного выпуска СССР. Сравните два выпуска: «1923 г., октябрь - 1924 г., январь» и «1924 г., февраль - 1925 г., январь». Тот и другой - без зубцов. Как отличить марки этих выпусков, если в каталоге говорится:
116. 2 к. зеленая. Крестьянин.
134. 2 к. зеленая. Крестьянин.
117. 3 к. кирпично-красная. Красноармеец.
135. 3 к. кирпично-красная. Красноармеец.
И так почти до конца, во всяком случае до №№ 125 и 146. Положите эти марки рядом, присмотритесь к ним, и вы убедитесь, что они похожи, как близнецы. Правильно определить принадлежность каждой из этих марок к тому или другому выпуску может лишь тот, кто усвоил отличительные свойства способов типографской и литографской печати
|
|