|
|
|
|
В англоязычной литературе О. Паттерсон понимал под документом "любой предмет, несущий отражение мысли с помощью букв, символов или других средств" [5,67].
Всемирно известный индийский библиотековед Ш. Ранганатан также определяет документ как "воплощенную мысль", как "запись произведения на бумаге или другом материале, для легкого физического обращения с ним, транспортировки его в пространстве и сохранения во времени"[1,152].
Есть науки, где документ определяется даже более широко, чем текст. Так, в документалистике "под документом понимается семантическая информация, выраженная на любом языке и зафиксированная любым способом на любом носителе с целью ее обращения в динамической системе"[2,6].
"В культурологии, - пишет Э.И. Ханпира, документом можно назвать всякий созданный человеком материальный объект, в котором овеществилась человеческая мысль (лист бумаги, колесо, ложка, парковый ландшафт, книга и др.), т.е. всякий материальный объект второй природы" [8,5].
В классификации, предложенной Г.Н. Швецовой-Водка, с позиций книговедения документы подразделяются на виды в зависимости от:
1. материала носителя информации (бумажный, прозрачно-пленочный, магнитоленточный, пластиночный);
2. формы носителя информации (ленточный, карточный, листовой, блочный, площадной);
3. по способу записи (ручной, механический, автоматический);
4. по предназначенности для восприятия (человековоспринимаемый, машиновоспринимаемый, машиночитаемый);
5. по каналу восприятия человеком (визуальный, аудиальный, тактильный, аудиовизуальный, недоступный человеческому восприятию);
6. по способу расшифровки информации человеком (читаемый, рассматриваемый, слушаемый, рассчитанный на комплексное восприятие);
7. по характеру знаковых средств передачи информации (записанный отвлеченно-абстрактными (символическими) знаками, записанный знаками, подобными изображаемому, записанный путем изменения структуры носителя);
8. по характеру языковой системы (вербальный, изобразительный, музыкальный, комплексный, матричный);
9
|
|