|
|
|
|
На этот обряд редко обращают внимание, между тем аналогия со свадебным покрыванием невесты делает его весьма значимым. Как и невеста, покойник утрачивает привычный облик, становится "бесформенным".
В причитаниях наступление смерти нередко описывается через параллелизм отделения души от тела и прощание очей с белым светом, например:
"Уж скажи-тко, мне, пожалуйста:
Как у братца у родимого,
У его как расставалася
Душа-то с белым телом,
А ясны очи со белым светом?" Причитания, М., 1960. С. 256.
Особой архаичностью отличается мотив похищения смертью света из глаз человека:
"Пришла скорая смертушка
К моему мужу законному!
Брала поскорешенько
Его свет со ясных очей…" Причитания, М. 1960. С. 265.
С наступлением смерти все было направлено на приготовление умершего к похоронам. Эти действия также во многом носили религиозно-магический характер. Прежде всего, умершего должны были обмыть. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880. С. 179. Строгая ритуальная предписанность омовения заставляет усомниться в обычной его трактовке как простого очищения. Если это и очищение, то оно, скорее всего, было направлено на уничтожение признаков, качеств, свойственных живым людям (того, что в сказке описывается словами "русским духом пахнет" - т.е. живым человеком). Другими словами, в последнем омовении смывалась жизненная "аура человека". Байбурин, Ритуал в традиционной культуре. Издавна, как было принято, мужчину обмывали старики, женщину - старушки, но уже к середине XIX в. обмыванием в основном занимались только женщины. В каждом селении были старушки, которые обмывали покойников, получая что-либо из одежды покойного - сарафан, рубашку или платок. Часто обмыванием занимались бедные люди. Нередко обмывальщиками были повивальные бабки, например в Смоленской, Тверской, Новгородской губерниях мыванием в основном занимались только женщинынщину - старушки,о к похоронамлючая годиныография тяжело и долго мучился - значи, вдовы или незамужние девушки, отличающиеся набожностью и давшие обет безбрачия
|
|