|
|
|
|
Однако, им в обряде не принадлежит та роль, что хлебу, каше и киселю - открывать или закрывать пир, сопровождается особыми актами.
Для остальных кушаний, входящих в поминальную трапезу, определяющими являются некоторые общие характеристики.
В большинстве локальных традиций поминальная трапеза должна быть изобильной. Обязательное изобилие поминальной еды связано с семантическими мотивами доли. Загробный мир, который может описываться как состояние нищеты, с другой стороны являет собой царство обилия.
Число блюд: чет или нечет обязательных на поминальном пире - повсеместно отмеченный признак, причем в одних традициях чет, в других - наоборот. Чаще и привычнее сближение смерти с четом.
В числе поминальных блюд может быть отражена также символика двенадцати (12 блюд на годовых поминках - широко распространено в Беларуси) и трех (три блюда как минимальный состав пира на частных поминках "у бедных").
Во многих описаниях поминок отмечается наряду с едой до отвала и употребление вина до полного опьянения. Однако известно и противоположное предписание - обязательное воздержание от хмельного или употребление только одной (двух, трех) рюмок.
В позднейших похоронах употребление вина мотивируется так: "чтоб забыть" и др. - таким образом, вино, как печь, вода служит катартическим и профилактическим средством. В обрядовой реальности символика вина может быть отмечена только в южнославянском ритуале поливания могилы вином на другой день после погребения.
Вывод: самые общие и очевидные признаки загробной еды отражаются на поминальном столе преобладанием сладкого и мучного. Традиционные обрядовые блюда: кутья, канун, кисель, сыта, мед, блины, пироги - обладают именно этими двумя признаками. Противопоставление сладкого мясному может быть основой для постного поминального стола.
Традиции требуют обязательного постного стола, другие - напротив, третьи сообразуются с церковным календарем. В осенне-зимнем домашнем поминовении различаются два дня: первый - постный, второй - скромный
|
|