|
|
|
|
Первая и вторая ("на свободе") трапезы противопоставлены обрядовому поведению участников обеда: на первой - общая сдержанность; на второй - более или менее ярко выраженный оргиастический характер.
Еда умершего, его доля на пиру не должна быть съедена только в обрядовом смысле. Важен момент, промежуток времени, после которого табу на нее снимается - остатки, крошки, собранные в сосуд, отдаются нищему; хлеб, лежавший в изголовье мертвеца, делится между родственниками; угощения, стоявшие нетронутыми на первой трапезе, раздаются гостям на второй. Обрядовое уничтожение пищи умершего еще раз представляет участников пира заместителями покойного на поминках: вместо "Кушайте!" гостям говорят "Питайтесь!". Завойко Г.К, Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии. // ЭО 1914. № 3-4, С. 98. Сидящие за поминальным столом угощают умершего "со стороны жизни" - и они же принимают угощение "со стороны смерти": поминальная еда принадлежит одновременно двум мирам.
Возвращаясь к семантике взаимности, выраженной в обрядовых действиях и в обрядовых терминах, - фразеологических сочетаниях с глаголами брать, давать, их производных и синонимов, а также в глаголах с исходной взаимной семантикой - водить душу, вести (приглашать с кладбища в сороковины), носить, вынос нести - участвовать в погребальной процессии) - все они связаны с одной темой содержательного уровня: деление, раздел.
Далее необходимо выяснить, каким образом исполнитель обрядового акта связан с элементами содержательного уровня. Несомненно, посредующим звеном, прямо определяемым содержательным уровнем, здесь являются некоторые общие характеристики: обязательные, обрядово оговоренные свойства, которыми должен обладать человек, чтобы исполнить тот или иной акт.
Свои - чужие
Момент близости к покойному - один из основных признаков, формирующих состав участников погребального обряда. Колебания по этому признаку в местных вариантах похорон доходят до противоположности: плакать должны только самые близкие - плакать должны только чужие, наемные; в поминальном пире участвуют только кровные - только чужие
|
|