|
|
|
|
На Чаплинском городище зарубинецкой культуры в самом центре поселка найдена подобная миска со знаками в виде двойной секиры и копья, возможно, тоже связанная с ритуальной сферой. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.73.
Особое внимание к горшкам, становящимся погребальной урной, видно из словоупотребления летописца, описывавшего обряд трупосожжения у древних славян: после кремации "събьравъше кости, въложаху в судину малу…". Шахматов А.А. Повесть временных лет. Пгр. 1916. С. 13. Нестор не назвал погребальную урну ни горшком, ни горнцем ("гърньцем"), а употребил более торжественное слово, которое в середине века чаще применялось к ритуальной посуде. Когда переводится библия, то употребляется слово "суд" - сосуд: "Возмете от плод земнаго в суды своя". Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка... М., 1958. Т. 1, С. 602. Слова "суды" или "съсуды" сопровождаются прилагательными: "священные", "служебные", "праздничные". Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка... М., 1958. Т. 1, С. 834.
Возможно, что в практике захоронения в урне от своего нового назначения - служить вечным вместилищем праха предка - обычный кухонный горшок приобретал значение "сосуда".
Среди зарубинецкой и черняховской глиняной посуды встречаются изредка горшки необычных форм, щедро декорированные, которые могут быть отнесены к разряду таргелосов. Таков, например, зарубинецкий горшок из могильника в Велемичах Каспарова К.В. Зарубинецкий могильник Велемичи II. - Арх. сбрн. Л., 1972. № 14, С. 74. со своеобразными подковообразными налепами на тулове. Таков лесной сосуд из Черняховского поселения Бовшев, украшенный волнистой линией, горошинками и размашистым узором в виде буквы Л. Баран В.Д. Черняхiвська культура. Киiв, 1981. С. 186.
Возможно, что к этому же разряду ритуальной посуды относится часть трехручных мисок (едва ли предназначавшихся непосредственно для варки пищи), которые могли быть вместилищем священного варева на празднестве
|
|